?

Log in

Статья о Zоопарке, еженедельник Курс-Н - harlamov_lev [entries|archive|friends|userinfo]
harlamov_lev

[ website | Лев Харламов о себе с любовью ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Статья о Zоопарке, еженедельник Курс-Н [Jul. 24th, 2010|03:45 am]
harlamov_lev
[Tags|, , ]

Статья о почти семи годах театра "Zоопарк" с определённой точки зрения. Ибо еженедельник экономический.

Выкладываю полностью, оригинал здесь.

Экономический еженедельник "Курс-Н"Бизнес-приложение “Действуй!”, Елена ВОСТОКОВА
№ 28/23.07.2010

В Zоопарке что-то у кого-то всегда случается,

или Новейшая история частного театра

 Осень 2003-го года. Двое с виду вполне самодостаточных актера в самом расцвете сил, вполне себе, в общем-то, реализованных человека решили абсолютно бесстрашно пуститься в еще одну авантюру в своей жизни — воплотить студенческую мечту и создать-таки спектакль по пьесе Олби “Что случилось в зоопарке?”. Где, как, с кем и главное — на что...Прошло семь лет. Нижегородский частный камерный театр одновременной игры “Zоопарк” сегодня известен во всей театральной России. Его постановки и его актеры Олег ШАПКОВ и Лев ХАРЛАМОВ (создатели, вдохновители, продюсеры, маркетологи, монтировщики и т. д.) — лауреаты и победители многочисленных всероссийских театральных фестивалей. Сегодня театр “Zоопарк” — одна из достопримечательностей Нижнего Новгорода. Как, на что, где живет и развивается сегодня частный театр?

Олег Шапков и Лев Харламов окончили нижегородское театральное училище: Лев — кукольное отделение, Олег после двух лет учебы на кукольном перевелся на драматическое. В училище они и сдружились. Сложно сейчас говорить конкретно, что так сблизило юных студентов... Но, вспоминая сейчас студенческие годы, актеры говорят: нам было о чем поговорить и поспорить, что обсудить. И было о чем помечтать.

Однажды Лев с горящими глазами сообщил Олегу: нам надо обязательно с тобой попробовать поставить и разыграть на двоих пьесу Олби “Что случилось в зоопарке?”! В качестве самостоятельной работы:

— Я увидел этот спектакль Пермского театра. Мне он очень понравился. Реально зацепил. Олег прочитал пьесу и тоже загорелся, — рассказывает Харламов. — Мы оба почувствовали в ней нечто такое, что нас еще больше сблизило. Мы стали работать над ней. Но что-то не клеилось. На уровне идеи, темы, эмоционально и душевно материал нас звал, но, конечно, чтобы играть эту пьесу, нужен жизненный опыт.

— А мы тогда были еще совсем юные... — вступает в разговор Шапков. — После окончания училища наши творческие пути то расходились, то сходились. Я работал в нижегородском театре драмы, Лев в кукольных театрах Кстова, Новоуральска, работал на радио и телевидении. Периодически встречались, и разговор всегда заходил о пьесе... В это, может быть, сложно поверить, но это так. Пьеса глубокая, на двоих. А нам хотелось поработать на сцене вдвоем. Более того, с каждым годом желание только усиливалось.

Мы очень часто говорим о зависимости актерской профессии. О творческой нереализованности... Студенты выходят из театральных заведений с надеждами и мечтами о главных ролях, об успехе. Иначе зачем идти в профессию?... Практически невозможно встретить актера, особенно в провинциальном театре, который был бы доволен своей творческой судьбой, даже при наличии главных достойных ролей. Это вечный поиск, неудовлетворенность, сомнения, стремления. Но не все пускаются в авантюру, как это сделали Шапков и Харламов. В авантюру исполнения своей мечты.

— Прошло почти 12 лет. Мы уже с Олегом работали вместе на нижегородском “Русском радио”. Вели прямые ночные эфиры. Вот после очередного такого эфира, рано-рано утром уже вполне конкретно поставили себе цель — сыграть! Этот спектакль. Нужно было найти талантливого режиссера и... деньги. Может быть, сейчас это звучит несколько смешно, но мы тогда рано утром даже составили бизнес-план...

Деньги нашли. Генеральный директор нижегородского “Русского радио” Алексей Малышев, зная нас достаточно хорошо, дал нам в долг 130 тысяч без процентов. Как говорится, с рассрочкой платежа. В общем-то, на неопределенный срок. Наше обещание и условие были таковыми — все деньги, полученные от продажи билетов этого спектакля, уходили на погашение долга-кредита. И, кстати, мы отыграли этот спектакль в течение семи сезонов и вот совсем недавно полностью выплатили эту сумму. Алексея Малышева мы считаем родоначальником нашего театра. Спасибо ему огромное. Если бы не он, неизвестно, как бы все сложилось...

— Режиссера тоже нашли. В то время с нижегородским театром драмы активно сотрудничала Ирина Зубжицкая, молодой режиссер из Санкт-Петербурга, — продолжает Олег. — Ею было поставлено в театре драмы уже несколько спектаклей. Мы подошли к ней в театральном буфете. Все рассказали... Она сразу нас осекла: “Не люблю эту пьесу...”. Но нас ничем не сломить! И, как она сама признается, мы ее тоже заразили. Так состоялся первый спектакль “Что случилось в зоопарке?”, который мы сначала играли на сцене Дома актера.

— Вы только поймите — ни о каком своем театре тогда речи не шло. Был такой разовый театральный проект, — замечает Харламов.

Спектакль “Что случилось в зоопарке?” ювелирная работа и актеров, и режиссера. Это такой выброс творческой энергии, который сразу действует на зрителей. В зале нет равнодушных. Причем как среди простых зрителей, так и среди компетентных — коллег-актеров, режиссеров, театральных критиков. Почти сразу спектакль принял участие в нижегородских театральных фестивалях: “Школа современного театра” и “Премьеры сезона”, на которых присутствовали в качестве членов жюри московские гости...

— Посмотрев наш спектакль, московский режиссер Михаил Мокеев сказал: через одну точку нельзя провести прямую... Мы все поняли. Именно он стал главным толчком к созданию следующих спектаклей. Театральный критик Татьяна Тихоновец, увидев спектакль, порекомендовала нам принять участие в ряде российских фестивалей... Так у нас начались первые поездки по фестивалям, которые проводятся в различных городах. Это для нас очень важно и полезно. Не только показать себя. Хотя это тоже необходимо. Например, после одного такого фестиваля нам поступило предложение о гастролях, на которых мы смогли даже заработать реальные деньги...

Продолжая тему Льва Харламова о реальных деньгах... За семь лет театром одновременной игры выпущено пять спектаклей для взрослых — “Что случилось в зоопарке?”, “Татарин маленький”, “Москва-Петушки”, “ФАК'S”, “До завтра” и один детский спектакль “Клаксон и Ластик”. Это совсем немного для театра. Государственного. И обидно мало для частного театра одновременной игры “Zоопарк”, чьи спектакли зрители ждут.

— Каждый раз, начиная работу над новым спектаклем, мы не знаем, будет ли следующий, — рассказывает Олег Шапков. — Наверное, сложно говорить в таком глобальном смысле о существовании театра “Zоопарк”. У нас нет своей определенной площадки, своего здания с табличкой “Zоопарк”. По сути, мы делаем антрепризные спектакли, в трех из которых кроме нас принимают участие другие нижегородские актеры. Их немного, но тем не менее. Каждый новый спектакль — это стечение обстоятельств, которые есть и которых может и не быть.

Мой хороший друг из Павлова, который сегодня занимается своим частным бизнесом, посмотрел “Что случилось в зоопарке?”, подошел после спектакля и говорит: “Сколько денег вам понадобилось на этот спектакль? Я вам дам вдвое больше — сделайте спектакль в двух действиях, где занято больше актеров”. Так появился спектакль “Татарин маленький”. Спонсор этой постановки павловский предприниматель Андрей Слобожанин.

— Детский спектакль “Клаксон и Ластик” появился примерно также, — продолжает Лев Харламов. — Частное лицо (Леонид Казьмин, живущий в Дзержинске) вложил деньги в постановку, мы отыграли 33 спектакля в Новый год бесплатно. Отработали его. Муж Юлии Косаревой, актрисы, которая принимала участие в “Татарине маленьком”, тоже бизнесмен Максим Большаков — финансировал спектакль “Москва-Петушки”. Его единственное условие — чтобы постановщиком спектакля была Ирина Зубжицкая. С Ириной мы всегда счастливы работать. Со спектаклем “Москва-Петушки” (поэма Венедикта Ерофеева) мы, в основном, сейчас участвуем в театральных фестивалях. В июне на фестивале в Орле взяли Гран-при первого международного фестиваля камерных и моноспектаклей “LUDI”.

Спектакль “ФАК'S” случился благодаря моему хорошему приятелю из Москвы, который тоже видел все наши спектакли.

А вот премьера прошедшего сезона “До завтра!” состоялась благодаря собственным вложениям. Такая премьера от отчаяния. Потому по оформлению она минимальна. Нам помогали, конечно, наши друзья в изготовлении декораций. В частности, наш сокурсник по театральному училищу Павел Плохов (арт-галерея “Кладовка”). Мы понимали, что чуда больше не будет... Кстати, небольшую сумму на спектакли дал... зритель по имени Денис.

Прошедший 7-й театральный сезон выдался для театра “Zоопарк” сложным. И всемирный кризис повлиял. И в чем-то недопонимание коллег по цеху. За семь лет театр сменил несколько площадок. Из Дома актера перешли на сцену Учебного театра, где ребят заметил Вячеслав Кокорин, тогда еще художественный руководитель нижегородского ТЮЗа. Пригласил на малую сцену театра. Без оплаты аренды. Несколько сезонов “Zоопарк” играл там. Даже возникли идеи совместных театральных постановок с актерами ТЮЗа. Но новый художественный руководитель Виктор Симакин без объяснения причин попросил “zоопарковцев” покинуть ТЮЗ. Вернулись на сцену Дома актера.

Получается такой странный парадокс. В городе Нижнем Новгороде существует такой театр “Zоопарк”. Он занял свою нишу, имеет своего зрителя, известен в России. Представляет Нижний Новгород на различных театральных фестивалях. Но его как бы и нет...

Всегда, если вспомнить историю российского театрального искусства, и до сих пор театры существовали либо на деньги государства, либо на деньги попечителей (например, крепостные театры). Существует форма антрепризных спектаклей, которую активно практикуют артисты популярные. Цены на такие спектакли всем известны — высокие. Понятно, что невозможно в Нижнем Новгороде продавать театральные билеты по цене выше тысячи. Двести рублей за билет для зрителя, который любит по-настоящему театр, уже высоко... А расходы на любую новую постановку, даже с самыми минимальными декорациями, не сопоставимы с доходами от продажи билетов.

Надо полагать, Шапков и Харламов пытаются найти новую форму существования театра. Какой она может быть? В рамках закона об автономных учреждениях, который вступит в силу с 2011 года, вопрос достаточно актуальный. Всем российским государственным театрам придется сделать выбор, как существовать дальше.

Случится ли следующий новый спектакль театра “Zоопарк”? Найдутся ли еще предприниматели, которые достаточно часто говорят об имидже города, о культуре и которые смогут найти с частным театром “Zоопарк” взаимовыгодные условия сотрудничества? Автору этих строк кажется, что найдутся. Проект-то перспективный!

И мы обязательно расскажем нашим читателям о том, что же дальше случится в “Zоопарке”.

ПОБЕДЫ

2004: Российский фестиваль “Школа современного театра”, Нижний Новгород. Диплом Олегу Шапкову за лучшую актерскую работу; Областной фестиваль “Премьера сезона”. Диплом “Творческая удача” Олегу Шапкову за исполнение роли Джерри, диплом “Творческая удача” Льву Харламову за исполнение роли Питера; Премия Нижнего Новгорода в номинации “Театральное искусство” Ирине Зубжицкой, Льву Харламову, Олегу Шапкову за лучший спектакль; Российский фестиваль “Камерата”, Челябинск. Гран-при фестиваля, Приз жюри прессы, Специальный диплом газеты “Вечерний Челябинск” за верность себе, мечте, профессии, театру.

2005: Областной фестиваль “Премьера сезона”. Диплом “творческая удача” Льву Харламову за исполнение роли Коляй Коляича.

2006: Областной фестиваль “Премьера сезона”. Диплом “творческая удача” Олегу Шапкову, Льву Харламову, Юлии Косаревой; Международный театральный фестиваль камерных театров “Камерата”, Челябинск. Приз жюри прессы, Приз Олегу Шапкову “За лучшую мужскую роль”. Специальный приз от издательского дома “Восточные ворота” “За лучшую рекламную паузу”; Международный театральный фестиваль городов-побратимов “Подмосковные вечера” (вне конкурса), Мытищи. Приз зрительских симпатий, Специальный приз Олегу Шапкову от Торгово-Промышленной палаты г. Мытищи за создание образа Венички.

2007: IV открытый фестиваль-конкурс им. Евгения Евстигнеева, Нижний Новгород. Премия Олегу Шапкову “За лучшую мужскую роль”.

2009: VI международный театральный фестиваль-конкурс “Золотой конек”, Тюмень. Премия Олегу Шапкову “Лучшая мужская роль”.

2010: V международный молодежный театральный форум М.@рт-контакт, Могилев. Премия Олегу Шапкову “За лучшую мужскую роль”; 1-й Международный Фестиваль камерных и моноспектаклей “LUDI”, Орел. Гран-при фестиваля. (и это еще не весь перечень...).

linkReply

Comments:
[User Picture]From: grexson
2010-07-24 03:50 am (UTC)
Как интересно получается: в 2003 году в НН появилось сразу два частных зоопарка: вы и Лимпопо. Урожайный год выдался)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: korolevich
2010-07-24 05:12 pm (UTC)
Блин, очень жалко, что из-за недостатка финансирования и отсутствия площадки у вас все так медленно развивается. Хотя и видел у вас пока лишь один спектакль - в Тюмени на несуществующем фестивале "Золотой Конек", но и этого достаточно для осознания того, что вы много круче и живее огромного количества обычных мертвых драмтеатров, коих в России великое множество.
И ведь не так уж и много надо - уютную площадку и бюджет для зарплат и новых постановок + гастроли/участие в фестивалях. Зато славы сему городу было бы так много.
Но даст Бог - все наладится, все случится. Посмотрим.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rupasoff
2010-07-25 06:37 am (UTC)
Просто из любопытства хочется задать вопрос.
Вы Ваше Королевское Величество действительно думаете, что на фоне новой государственной политики по сокращению (уничтожению) репертуарных театров, возможна господдержка частного?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: korolevich
2010-07-25 06:46 am (UTC)
Во-первых, таковой политики нет. Есть отдельно взятые случаи в отдельно взятых регионах, виной чему - главы сих Администраций (или тупоголвые производственники, либо профессиональные административные жополизы, или еще что-то, в развитии и бытии коего места для культуры и искусства нет, в целом, не только о театре речь идет).
Во-вторых, да, эта поддержка возможна. Если вдруг в Нижнем станется светлый и хороший губернатор, который назначит такого же светлого и хорошего министра культуры (или как он там называется), а тот продавит в бюджет такую строчку, как театр "Zooпарк", то все случится.
В Свердловской области, дай Бог, Коляда-Театру дадут таковую помощь (и министр там и глава вроде как не такие дикие, как, например, в Челябинской области).
Наличие такой поддержки театра, как в Пермском крае - это ярчайший пример огромной роли губернатора и влияния на оного членов его команды.
Скепсис ваш, конечно, более чем понятен, но уверен вы согласитесь с тем, что в нашей стране возможно все.
Пока же более реальной представляется поддержка частная, нежели государственная/муниципальная. Все так.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rupasoff
2010-07-25 07:23 am (UTC)
Ответ понятен, спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: harlamov_lev
2010-07-25 09:18 am (UTC)
Конечно, мне очень обидно, что этого нет (площадка, фонд зарплаты, постановочные...) от государства.
Но, с другой стороны, я понимаю, что у них нет мотивации нас брать в бюджетное обеспечение. Никак это не станет показателем их хорошей работы, увы. На фоне общей культурной ситуации.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: korolevich
2010-07-25 09:29 am (UTC)
Это потому что у них мозгов нет. Успех театра любая администрация с легкостью может повернуть в свою сторону. Главное понимать, какую пользу это может принести и городу и области. Сделать одной из визитных карточек местные театры, проводить здесь фестивали, отправлять свои театры на другие фестивали/конкурсы и гастроли, привлекать к себе и своему городу внимание - это ли не праздник для умного и активного чиновника? Какая-то Лысьва на неделю стала центром театральной жизни страны, туда приехали Евгений Миронов, Татьяна Догилева, куча театров - а рядом с ними сидит довольный глава Лысьвенской района и светится. Молодец, мужик! Он берет максимум, выживает все из того, что может сделать. Знается с Мироновым теперь, с Лоевским, своими министрами из Пермского края. Это для него хорошо? Это для него просто замечательно! Простой пример.
А на уровне Нижнего Новгорода и области можно такое развернуть!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: harlamov_lev
2010-07-25 11:12 am (UTC)
Это понятно, но цели другие. Сильно другие.
(Reply) (Parent) (Thread)