?

Log in

БРНО или Туда и Обратно - harlamov_lev [entries|archive|friends|userinfo]
harlamov_lev

[ website | Лев Харламов о себе с любовью ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

БРНО или Туда и Обратно [Nov. 17th, 2010|01:36 pm]
harlamov_lev
[Tags|, , , ]

Театр “Zоопарк», изрядно за 7 лет существования привыкший к путешествиям,

 впервые за 7 лет существования пересёк границу бывшего СССР.

БРНО или Туда и Обратно

Казалось бы, железный занавес (интересно, этот  термин взят в политику и историю из театра? Потому что я живо представляю себе только один «железный занавес» - пожарный занавес на сцене)…  Итак, железный занавес давно уже «рухнул» (страшная метафора!), но мои ровесники (скорее, по привычке) спрашивают: «ну, как там, «у них»?».

«30 лет живу на этом свете, и ни разу, чтобы у кого-нибудь так хорошо» (В. Ерофеев «Москва-Петушки»)

Возили «М-П». Ему (спектаклю) привычно. Во второй половине 80-х ХХв. появилось множество «театров на…» («Театр на досках» и т.п.). «М-П» - во всех смыслах «спектакль на чемоданах».

Из-за чемоданов поехали поездом.  Сколько полок в купе? Правильно, три! Это было первое разрушение стереотипов. К стереотипам вернули русские проводники, бухающие только в путь и играющие в «казаки-разбойники» с польскими пограничниками. Впрочем, «пей, но дело разумей» - это про них, про русских проводников. А польские проводники соседний вагон закрывали наглухо со всех сторон, боясь нападения то ли сербов, то ли албанцев, то ли русских проводников. В купе – раковина с краном, она же стол. Кто-то из пассажиров открыл кран и… уснул. Вся вода вагона спела голосом Ильи Лагутенко «у-те-кай». Если в кране нет воды….крайнего искать бесполезно. Без умывания, без чая и без туалета приехали мы в Чехию. Впрочем, «пустяки, дело житейское».

В городке-деревушке-посёлке Бржецлав нас встретила Полина и два респектабельных чеха.

Полина – именно тот  человек, благодаря единственно которому мы и попали в Чехию. Впрочем, сама Полина тоже «попала», взвалив на свои девичьи плечи ответственность за группу бандерлогов плюс ответственность перед группой бандерлогов, каковой со стороны безусловно выглядит путешествующий театр «Zоопарк». (А уж изнутри!..Чего стоит только требование подноса в ресторане отеля «Континенталь» или поход в туалет в вагоне, поднятом над землёй во время смены колёс)

Два респектабельных чеха оказались водителями, которые и довезли нас со скарбом в Брно.

Брно – город для жизни. 650 тысяч (по моим сведениям) жителей, готическая и барочная архитектура, мостовые …. У каждой мостовой – своё лицо (звучит двусмысленно, если учесть, что мостовые в чехии называют «кошачьи головы»), то есть на этой - большие булыжники, на другой - маленькие камушки, здесь округлые (да и кошка по-чешски – «кочка»), там цветные …  Бесшумные трамваи (в Праге – шумные, дребезжащие, нам знакомые «чехословацкие»). Костёлы-соборы (не знаю, можно ли так, через дефис), куда хочется входить, где хочется бродить, где хочется сидеть (не мне, но другие садятся, садятся и…читают), где живопись на тему «Крестный путь» времён Рембрандта и ранее, она под номерами, чтобы непосвящённый мог всё сразу понять. Органы…  В одном соборе (или это было в Праге?) два: маленький орган и огромный. Чёрный с золотом. В соборах и службы, и экскурсии, и концерты (в том числе и светской музыки, в том числе и не на органе). Я бы каждый день ходил, честно. (Не могу переступить порог православного храма уже много лет. Встаю на пороге – и не иду дальше). Кофе. С волшебным последним глотком. Крепость Шпилберг. Жуткая. «Но симпатичная». Колодцы! В СССР у детей было «в каждом рисунке – солнце», а в Брно в каждом старом дворе – колодец. Он не действует, но он сохранён. Закрыт сверху куполом-решёткой. Мы монетки кидали и слушали, сколько они летят. Сохранять – это простая задача. Понятная. Сохранён оперный театр в стиле советского функционализма (бетон и стекло), а рядом – кафе, в память о советском периоде чехословацкой республики. Именно, как архитектурная память.  (Вот в Иерусалиме, к примеру, запрещено разрушать. Даже если перед тобой обломок стены, то ты можешь строить, используя его, но не можешь снять ни одного камня).

Завтрак. Новое в моих кулинарных поисках – маринованый сыр. Да!

Театр «Редута». Там играл Моцарт. И мы. В разных залах, но в одном театре. Зал, где играл Моцарт, будучи ребёнком («когда был Ленин маленький, с кудрявой головой»), нынче называется «40 дней красного», так как художник заперся в нём на 40 дней и… красил стены красным. Нет там фресок и росписи. Не Микеланджело и не Диего Ривера. А просто 40 дней красного. Остаётся на сетчатке.

Театр «Редута» - часть организации «Национальный театр Брно», один из трёх: Драматический, Оперный и «прогрессивная сцена – театр «Редута». Руководит этим всем (и другими проектами и фестивалями) прекрасный 34-летний Петр Щедроне. (Главному дирижёру филармонического симфонического лет столько же, и он похож на Листа. Ну, по сути. И это культурная политика и идеология).  Перед выходом на сцену – кофейный аппарат, и это очень гуманно. Над зрительным залом открывается (разверзается – правильно слово, но очень уж жуткое) потолок, и видно небо. В фойе – вино в бокалах (угощение) и современная (наисовременнейшая) живопись.

Фестиваль «Редфест» (нет в нём слова «красный», отстаньте!) – фестиваль всечешский, на базе «Редуты» (отсюда и название), с традиционным special foreign guest. Это были мы. Не скажу, что службы театра (монтировщики, световик) получают какую-то особую радость от работы. Они делали то, что мы просили, но, справедливости ради, надо заметить, что моментально срывающаяся с языка фраза «это невозможно» равняет их с российскими коллегами. Во время спектакля мы испытали шок от громкого синхронного перевода, но в конце концов вполне с ним свыклись. И даже «шоу с коктейлями» прошло в «тёплой дружественной обстановке». Нас долго не отпускали со сцены и вынесли цветы (без объявления в микрофон «Цветы от губ-бернатор-ра ниж-жегор-родской области Валерия Павлиновича Ша…», без этого…): корзина, земля и розы. Впоследствии мы обнаружили среди цветов визитку русского консула.

Консул устроил приём в нашу честь, где они с Олегом активно обсуждали размеры пойманных ими карпов.

Вечер мы провели в средневековом ресторане, где дрались (бились) рыцари в латах, а мы ели форель, которая по-чешски красиво зовётся «пструх». Шапков стал подозревать в этом слове её состояние, видимо, ностальгически памятуя об осетрине, свежести и Булгакове. Но это было чисто филологическое развлечение, каковое мы и продолжили утром в автобусе, везущем нас в Прагу.

По дороге в столицу мы выучили ещё много важных для общения чешских слов. Лягушка – «жаба», хомяк – «кржечек», ёжик – «ежик» (это особенно хорошо запомнил Олег). И прекрасное слово, означающее курицу – «слипница». Тут же была создана русско-чешская поговорка «Слипница – слюбится», но тут за окном появилась Прага.

Если по Брно мы быстро гуляли, то по Праге бегали. Соборы, театры (divadlo – это моё первое чешское слово!), галереи, сувенирные лавки бесконечно сменяют друг друга. Очень много туристов. Часы Орлой, которые показывают много всего, но мы не узнали об этом (в Брно есть часы, которые не показывают время. Принципиально), да так  никогда и не узнаем.

«Вот не знаем же мы – царь Борис убил царевича Дмитрия, или же наоборот» (В. Ерофеев)

Суровая архитектура Праги – это вам не Брно. В Праге – готика, так готика. Горгульи на соборе святого Витта изрыгали воду, потому что ненадолго пошёл дождь. Кладка 1060 года. Абсурдная стела рядом с собором – памятник «отмыву» денег начала ХХ в. Колодец.

Мостовые. Карлов мост. Street jazz, как раскручиваемый бренд. Уговорил всех остановиться в середине Карлова моста и послушать-таки музыкантов. Они такие, как хочется. Старенькие, свободные, оригинальные, с известной темой. Великолепные. Здесь и сейчас.

Увы, но Чехия для меня уже там и тогда. Железный занавес  был правильным изобретением коммунистической идеологии, потому что теперь я, конечно, буду ждать возможности  крикнуть «Прощай, немытая…», ну, или хотя бы «До свиданья, Москва, до свиданья»... Dobré ráno, Брно!

linkReply

Comments:
[User Picture]From: ol7gun7ka
2010-11-17 10:49 am (UTC)
Как здорово! Очень рада за Вас!
Полине огромнейший респект!!!
Спасибо за шикарный отчет!!!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ol7gun7ka
2010-11-17 10:52 am (UTC)
нет, Полине не респект. Полине - памятник!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kvasof
2010-11-17 10:58 am (UTC)
Ай, молодца!
Почему бы тебе не писать рассказы в газеты и журналы, Лев?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: harlamov_lev
2010-11-17 11:29 am (UTC)
Я пишу, Антон. Ежемесячно. Ну, не рассказы... Размышления на тему. Печатаюсь. Но, увы, это не заработок. А, если не заработок, то лучше в ЖЖ.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kvasof
2010-11-17 11:36 am (UTC)
Э-э-э
Пойди дальше, читай это со сцены!
Будь новам Андрониковым или Гришковцом("на худой конец"©)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: harlamov_lev
2010-11-17 08:50 pm (UTC)
Это мысль!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: viktoria_az
2010-11-17 01:47 pm (UTC)
Действительно, фото можно уже не прикладывать. Литературный дар автора очевиден.
Была в Праге страшно давно. До 91 года.Но вот так же ее запомнила. И горгулий и готику эту и мост с неформальными людьми (только тогда было больше художников).
Очень понравился эпизод с визиткой консула и розами в земле (чтоб дольше стояли).
Как ни странно, Лев, читая вас на сей раз преисполнилась патриотическими чувствами. Благодаря "Zоопарку" теперь Нижний в Праге будут знать не только как "центр русской ксенофобии" (цитата из главреда "Свободы", ныне живущего в Праге бывшего нашего земляка и родственника Мали). Кстати, как правильно - пражанин, пражец или еще как-то?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: harlamov_lev
2010-11-17 08:57 pm (UTC)
Спасибо, Виктория.
Про жителя Праги - не знаю. Будем ждать ответа специалиста.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: just_for_funn
2010-11-17 09:13 pm (UTC)
пражак
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bogdanovskaya
2010-11-17 04:33 pm (UTC)
Спасибо, отличный рассказ!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: harlamov_lev
2010-11-17 08:55 pm (UTC)
Спасибо
(Reply) (Parent) (Thread)